Женщина на корабле – быть беде?
Историки считают, что это суеверие родилось в средние века, когда в Европе женщина была объявлена церковью вместилищем зла.
Однако между женщиной и морской стихией все же, видимо, существует некая мистическая связь. Наверное, начать здесь следует еще с отважных амазонок, которые осуществляли свои походы по Черному морю и покоряли прибрежные народы. Или со времен греко-персидских войн, когда, согласно Геродоту, в преддверии знаменитого морского сражения при Соломине на палубе флагманской греческой триеры внезапно возникла фигура женщины в ниспадающем белом одеянии, призвавшая оробевших при виде многочисленного неприятеля греков быть храбрыми и отважными. Интересен тот факт, что великий историк не персонифицирует женское видение как одну из богинь тогдашнего олимпийского пантеона. Впрочем, Саламинское сражение явило миру и еще одну вполне конкретную женщину, которую без всяких натяжек можно было бы назвать первой дамой-флотоводцем. Это была сражавшаяся на стороне персов царица Артемисия. Во главе своей флотилии она столь отважно билась с противником, в то время когда остальные корабли персидского флота были разбиты, что потрясенный Ксеркс, наблюдавший за ходом боя с прибрежного холма, воскликнул: "Сегодня мужчины были женщинами, а женщины - мужчинами!"
Впрочем, высокое реноме флотовоительниц было изрядно подмочено египетской царицей Клеопатрой. Во время сражения с римским флотом Октавиана при мысе Акциум она внезапно бежала с частью боевых кораблей, бросив оставшуюся часть своего флота на полное истребление. Ранние христианские предания донесли до нас историю о жившей в V веке святой Урсуле, пустившейся в плавание во главе одиннадцати тысяч девушек-паломниц. Увы, этой девичьей флотилии не повезло. В дельте Рейна они были перебиты и пленены гуннами.
В начале XVIII века скандаль-ную известность получили две пиратки — подруги Мэри Рид и Анна Бонни, наводившие ужас на торговый флот в Карибском бассейне. Они первыми бросались на абордаж, увлекая за собой остальных пиратов, сами выбирали себе любовников и дрались за них на дуэлях. Буйные морячки кончили свой путь в тюрьме. А предводительница целой флотилии китайских пиратов госпожа Цин, терроризировавшая в начале прошлого столетия воды Желтого моря и дважды наголову разгромившая флот китайского императора?! Госпожу Цин так и не удалось никому победить. Состарившись, она согласилась принять амнистию от того же императора и закончила жизнь в почете и славе.
Существует уникальный пример из биографии женщины-моряка. В 1941 году, когда Балтийский флот осуществлял свой печально знаменитый прорыв из Таллина по сплошным минным полям и под бомбами сотен фашистских самолетов, из десятков транспортов до Кронштадта невредимым дошло лишь одно судно под командой капитана Александры Щетининой, единственной в мире на тот момент женщины-капитана. Не перестают удивлять представительницы слабого пола и сегодня. Так, в Швеции уже на протяжении нескольких лет женщина успешно командует подводной лодкой и, по свидетельству очевидцев, в критические моменты проявляет куда больше выдержки, чем ее "мужественные" коллеги.
И все же, почему женщина на корабле считается недоброй приметой для моряков? Истоки этого суеверия следует искать в эпохе Великих географических открытий, когда моряки вынуждены были многие месяцы, если не годы, на своих кораблях "поститься". Появление на борту женщин вносило смуту в их среду, влекло за собой ссоры, драки, взаимное истребление. "Женские юбки на борту приносят раздоры и убийства!" — говорили капитаны и пытались воспрепятствовать слабому полу попасть на корабль.
Увы, твердо следовать данному принципу капитанам удавалось далеко не всегда. Так, на кораблях британского военного флота по приходе в порт на борту оказывалось иногда до пятисот особ слабого пола, спешивших побыстрей очистить карманы прибывших моряков. В истории осталось имя некой Ханны Снэлл, которая, переодевшись мужчиной, ухитрилась неузнанной прослужить без малого десять лет в британском флоте. А когда в 1782 году на Спидхэдском рейде вследствие взрыва затонул английский линкор "Роял Джордж", то из тысячи погибших на нем триста были женщины!
На скалистом норвежском берегу стоит весьма необычный памятник: высокая женская фигура, бросающая цветы в море. И надпись: "Всем морякам, кто уже погиб или еще погибнет в море". О том, что женщины предчувствуют судьбу находящихся в море мужей и сыновей, разговор особый.
О видении невесты знаменитого пирата и адмирала Френсиса Дрейка рассказывает старое британское предание. Не получая несколько лет известий от ушедшего в кругосветное плавание Дрейка, его невеста по воле родителей согласилась выйти за другого. Но в тот момент, когда девушку уже было повели к венцу, к ее ногам внезапно упало ядро, запущенное Дрейком из пушки с другого конца света. Девушка поняла, что ее жених жив, и отказалась венчаться с другим.
До сих пор не нашел объяснения случай, произошедший 22 июня 1893 года в лондонском доме английского вице-адмирала Трайона. В тот день адмирал находился в Средиземном море, а его супруга отмечала день своих именин. По этому случаю были гости. В самый разгар торжества в комнату молча вошла фигура адмирала и, быстрым шагом пройдя мимо изумленных гостей, скрылась в кабинете. Все были поражены. Первой поняла, что к чему, сама адмиральша. "Это знак свыше! — сказала она. — С Джорджем случилось нечто страшное!" А спустя несколько дней в Лондон пришло известие, что 22 июня вице-адмирал Трайон погиб на своем флагманском броненосце "Виктория", опрокинувшемся в результате случайного столкновения со своим же кораблем. Факт появления в этот момент адмирала в своем доме был документально засвидетельствован множеством гостей-свидетелей.
В давние времена моряки давали судам имена женщин. Считалось, что корабль перенимает от женщины любовь к моряку, никогда его не подведет и обязательно возвратит в руки своей тезки, оставшейся на берегу. А в наши времена при спуске корабля на воду команда корабля избирает крестную мать, которая и разбивает традиционную бутылку шампанского о борт, благословляя тем самым корабль на долгую и счастливую жизнь. Даже всесокрушающим тайфунам исстари даются тоже только женские имена.
Скорее всего, нам не суждено до конца понять тайн океана и тайн женской души, объединившихся вместе.